Федеральный
закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию»
Устанавливает
правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции
средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах
носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в
информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной
связи. Он содержит ряд инновационных норм, предусматривающих создание
организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети
Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной
продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и
программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению
среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации
информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно новому закону доступ
детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных
сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных
и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии
применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.
В информационной
продукции для детей, в том числе размещаемой в
информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях
подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о
привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей
вред их здоровью и (или) развитию.
Информация,
причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей.
Законом
отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также
информация, распространение которой ограничено среди детей определенных
возрастных категорий.
Информация,
запрещенная для распространения среди детей.
Относится
информация:
1)
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или)
здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная
вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или)
одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую
продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в
азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая
допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять
насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4)
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или)
другим членам семьи;
5)
оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7)
содержащая информацию порнографического характера.
Информация,
ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий.
Относится
информация:
1)
представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или)
психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2)
вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде
изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме
ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии
или катастрофы и (или) их последствий;
3)
представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной
и женщиной;
4) содержащая
бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Согласно
действующей до вступления в силу указанного Федерального закона от 21.07.2011 №
252-ФЗ редакции статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти
Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды
и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в
том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы
алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового,
национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной
продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость,
порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях
обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической
безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации
устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и
видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в
соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии со статьей
14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 71-ФЗ) в целях содействия
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному
развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с
их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности
организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для
их доступа к сети "Интернет").
Законами субъектов Российской
Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному
развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения
детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах,
в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или
граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети
"Интернет" и в иных общественных местах без сопровождения родителей
(лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
За несоблюдение установленных
требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами,
осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или
гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению
причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может
устанавливаться административная ответственность.
В целях защиты несовершеннолетних от
злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от
13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при
распространении рекламной продукции.
В рекламе (в том числе
распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются
(ст. 6): 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у
несовершеннолетних; 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили
родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создание у
несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с
любым уровнем достатка; 4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что
обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их
сверстниками; 5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних,
не обладающих рекламируемым товаром; 6) показ несовершеннолетних в опасных
ситуациях; 7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого
товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот
товар предназначен; 8) формирование у несовершеннолетних комплекса
неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Законом запрещено также
распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению
противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к
насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей
демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также
пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);
использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и
выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).
Действуют ограничения для рекламы,
размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и
радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены
ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для
здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков,
изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных
принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий
медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр,
пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и
использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для
несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
В настоящее время информационная
безопасность детей при просмотре аудиовизуальных произведений регулируется
также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию
аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения
среди разных возрастных групп несовершеннолетних.
В целях упорядочения публичной
демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах
носителей, защиты детей и подростков от аудиовизуальной продукции, которая
может нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию,
введена возрастная классификация аудиовизуальных произведений, соответствующая
психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией: фильм разрешен
для показа в любой зрительской аудитории; детям до 12 лет просмотр фильма
разрешен в сопровождении родителей; фильм разрешен для показа зрителям,
достигшим 14 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет; фильм
разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет (Приказ Роскультуры от 15.03.2005 № 112 (ред. от
01.07.2005) "Об утверждении Руководства по возрастной классификации
аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по
возрастной классификации аудиовизуальных произведений").